В 1958 году США запускают свой первый искусственный спутник Земли и учреждают премию Грэмми, в Венесуэле и Кубе бушуют революции, Шарль де Голль избирается президентом Франции, женщины становятся членами Палаты лордов в Великобритании и рождается самая известная конфета на земле – Chupa Chups. Именно последнему из этой череды событий мы решили посвятить наш сегодняшний обзор.
Енрик Бернат (Enric Bernat), как и несколько поколений его предков, управлял кондитерским производством в своей родной Барселоне, в Испании. В то время его фирма носила название Granja Asturias S.A.
В 1958 году Бернат решается на достаточно непопулярный в то время шаг – заняться маркетинговыми исследованиями. В результате анализа, проведенного французской консалтинговой фирмой, оказалось, что основными потребителями его продукции были дети (как ни странно, но при разработке продукции почти всегда учитывались предпочтения только взрослых потребителей). Стоил ли такой очевидный вывод уплаченных за него денег, останется загадкой, но именно он подтолкнул кондитера к мысли создать такую сладость, которая бы в первую очередь нравилась детям. Конфету, которую дети могли бы легко вытаскивать изо рта, чтобы рассмотреть или положить в карман «на потом», не оставляя при этом пальцы липкими, а одежду перепачканной, что не могло также не понравиться и их родителям.
Берната осенила мысль: карамель нужно насадить на вилочку, за которую и будет браться малыш (позже вилочка сменилась деревянной палочкой, а потом и пластиковой).
Так появились знаменитые леденцы на палочке. Конфеты имела форму шара, проведя аналогию с футбольным мячом, Бернат дал им имя «ГОЛ». Но это название было не достаточно броским, поэтому кондитер решил обратиться в рекламное агентство, которое и предложило оригинальное название «Чупс» (от испанского «chupar» — «сосать»). Затем вмешались покупатели. Запоминающаяся песенка в рекламе леденцов «Chups» стала такой популярной, что изменила название конфеты. Испанские дети пели «Чупа, чупа, чупа, Чупс!». Люди так и стали называть леденцы «Чупа Чупс».
В 1962 название и торговая марка были официально зарегистрированы. Успех леденцов на рынке привел к тому, что в 1964-м название компании сменилось на Chupa Chups S.A.
Сладкому продукту был нужен сладкий образ. В 1969 году Енрик Бернат посетил Фигерас, чтобы встретится с Сальвадору Дали и попросить его нарисовать логотип. Великому художнику потребовалось всего несколько часов на раздумья, после чего он поместил надпись «Chupa Chups» внутри цветка ромашки. Кроме того, новый логотип отличался своим расположением – не сбоку, а сверху конфеты. В 1988 лого немного доработали: изменили шрифт, а ромашке добавили обводку. Именно в таком виде он и дожил до наших дней, став известным во всех уголках планеты.
Стала инновацией и выкладка продукции. Для продажи своих конфет компания «Чупа Чупс» придумала оригинальный способ – вместо того, чтобы класть их банки и ставить за прилавком вместе с другими конфетами, леденцы выставляли на самом прилавке, при помощи специальных привлекательных подставок.
Добиться великолепных результатов, было бы невозможно без кропотливой работы с клиентами. Более 600 автомобилей (Ралли 600) позволило менеджерам по продажам работать с огромным количеством торговых точек – 300000, где их лозунг «У меня для вас хорошие новости!» всегда встречали с улыбкой.
В конце 60-х годов количество продаваемых «Чупсов» в Испании было намного больше, чем в других странах (90% на 10%). Изменить ситуацию помогло открытие первого зарубежного филиала – фабрики во Франции. Одновременно с этим было запущенно второе производство в Испании.
Уже через двадцать лет леденцы на палочке «Chupa Chups» полюбил весь мир: США, Великобритания, Дания, Португалия, Япония и еще целый ряд стран, где были открыты филиалы и фабрики. «Чупа Чупс» стала первой конфеткой, которая полетела в космос: в 1995 году она побывала на орбитальной станции «МИР».
Основные производственные комплексы Chupa-Chups находятся в Сан-Эстеве-Сесровирес (San Esteve Sesrovires) недалеко от Барселоны (Barselona). В июле 2006-го Chupa-Chups Group была приобретена компанией Perfetti Van Melle S.p.A. и стала ее ведущим брендом.
В 2008 году компания отмечала полувековой юбилей. Были проведены многочисленные мероприятия по всему миру, а кульминацией торжества стал грандиозный концерт MTV в Барселоне.
Благодаря своей необычной форме, привлекательной упаковке, вниманию к вкусам потребителей (создано около ста различных видов Чупа-Чупс), эффективной рекламе, а также внедрению новейших технологий в процесс производства на сегодня Чупа-Чупс являются самыми узнаваемыми и любимыми леденцами во всем мире.